Теория большого взрыва |
Мотоспорт - МотоНавык |
Вселенная родилась в одном гигантском взрыве. Бог (законы природы, космический суперразум, зеленые человечки - ненужное зачеркнуть) дал импульс громадной свече зажигания, и в котле по имени Вселенная шарахнуло. Огромные массы космической дряни, состоящей из пыли и водорода, разлетелись на миллионы световых лет и слиплись в планеты и звезды. Словом, Большой взрыв ( БВ ) породил все то, что нас окружает, включая нас самих... Такова одна из теорий сотворения мира. Но самое поразительное, что в технологиях мотогонок Большой взрыв (только поменьше) действительно произвел колоссальную революцию, плоды которой мы видим в MotoGP и Британском Superbike (BSB). Издавна (чуть позже момента, когда Господь сотворил мотогонки и увидел, что это обалдеть как здорово) перед инженерами и механиками предстояла задача чуть полегче, чем доказательство теоремы Ферма. Получать большие абсолютные значения мощности все уже умели, но вот сделать образовавшуюся мощь подвластной, эффективно управляемой для пилотов - это оказалось архисложно. Дело в том, что с повышением мощности моторов пилотов замучали пробуксовки колес на асфальте треков (особенно при выходе из поворотов) и их следствие - ускоренный износ резины. А данные телеметрии вовсе портили настроение в конюшнях : поскольку сверхсильные моторы легко срывали задние колеса в пробуксовку, многие пилоты попросту не открывали газ на полную порой ни разу за гонку! Не из животного страха за собственную шкуру - из боязни дотла сжечь резину на полпути до финиша. Однако не все мотоциклы были в одинаковой мере подвержены этой беде от прогресса . Больше других проскальзывали колеса аппаратов с рядными четверками , меньше - с V-образными двигателями. По этой причине многие команды-участницы MotoGP и остановили свой выбор на V-образной схеме моторов. Однако не все поголовно, и вот почему. Хотя V-двигатель позволял пораньше, чем рядник , открывать газ, он содержал и существенные недостатки. Во-первых, такой мотор существенно длиннее рядника , что влечет и удлинение базы (а значит, мотоцикл теряет проворность в поворотах). Во-вторых, стоимость V-образных существенно выше рядной альтернативы (для бюджета команды это немаловажный фактор). В-третьих, выше и стоимость обслуживания V-образных моторов. Похоже, эти факторы и сохранили жизнь рядным движкамѕ Так-то оно так, но пробуксовки не исчезли. Пытливые умы в 90-х выдвинули предположение: почему бы не попытаться совместить в одном моторе преимущества рядников и V-образных? В то время все вслепую принимали факт, но никто толком не мог объяснить, почему V-образные двигатели позволяли пилотам чуть раньше и чуть больше открывать газ при выходе из поворотов. Данные телеметрии и расчеты помогли кое-что прояснитьѕ Попробуем и мы с вами смоделировать типичную гоночную ситуацию - выход из медленной шпильки на литровом спортбайке с рядной четверкой . Первая передача, на тахометре - 10 000 оборотов. Общее передаточное число (первичная передача + первая передача КП + главная цепная передача) при этом приблизительно равно 10, иначе говоря, на каждые десять оборотов коленвала приходится один оборот заднего колеса. В 4-тактном двигателе полный рабочий цикл соответствует 720 градусам, т.е. двум оборотам коленвала. Значит, за 10 оборотов коленвала в одном цилиндре произойдет пять взрывов. Умножаем на четыре цилиндра - получаем 20 взрывов на каждый оборот заднего колеса. Длина окружности заднего колеса приблизительно равна двум метрам. Значит, на каждый взрыв приходится десять сантиметров поверхности покрышки - как раз длина среднего пятна контакта. В случае с двигателем с равными интервалами между взрывами (классическая рядная четверка ) получается, что во время пробуксовки каждый последующий взрыв происходит как раз тогда, когда новая порция резины готовится сменить проскользнувшее пятно контакта - и не позволяет покрышке вновь обрести сцепление с асфальтом. Понятно, что с ростом оборотов ситуация только ухудшится. Совсем другое дело - V-образные двигатели. В случае с двигателем V-4 с углом развала цилиндров 90 градусов (например, Ducati Desmosedici) количество взрывов на оборот заднего колеса останется тем же (20), но на длину первого (условно) пятна контакта приходится два взрыва. А вот на протяжении последующего пятна контакта взрывов не будет вообще! За время этого затишья у резины гораздо больше шансов возобновить надежное сцепление с асфальтом - что и позволяет гонщикам более щедро открывать газ при выходе из поворотов. Именно этот двойной взрыв и назвали - Большой . Для тех, кому лениво погружаться в премудрости БВ , его суть проще понять, если представить себе работу ABS - антиблокировочной системы торможения. Чтобы предотвратить блокировку (читай - пробуксовку) колес при энергичном торможении, тормозное усилие подается короткими, частыми импульсами, а в промежутках между ними колеса и получают шанс вновь обрести только что утраченное сцепление с покрытием. Технология БВ - суть система ABS, только наоборот - то есть уменьшает пробуксовку не при торможении, а при ускорении. Гонщики при выходе из поворотов должны балансировать мощностью двигателя в узком, как лезвие бритвы, диапазоне. Если мощность снизится, гонщик потеряет время, а возрастет - может возникнуть неконтролируемый снос заднего колеса, который в лучшем случае опять-таки приведет к потере времени, в худшем - к падению. Мощность от двигателя передается на заднее колесо не сплошным потоком, а импульсами. Если они слишком частые, то будут препятствовать резине сохранять контакт с дорогой. Если же раздвинуть эти импульсы во времени так, чтобы между ними образовались паузы, то у задней покрышки появятся шансы восстановить надежное сцепление - и гонщику проще поддерживать оптимальную мощность. Какой же промежуток между двумя взрывами оптимальный - с точки зрения силы сцепления задней покрышки с дорогой? Это и есть самый большой секрет технологии БВ . До сих пор никому точно не известно, каковы паузы между взрывами в Yamaha M1 или Kawasaki ZX-RR. Но вот что самое интригующее: даже в мотоциклах с V-образными двигателями, если верить слухам в паддоках, угол между взрывами не обязательно равен углу развала цилиндров. Специалисты считают, что в моторе Honda RC211V между Большими взрывами вероятны такие диапазоны углов: 75,5-284,5 градусов и 104,5-331 градус. В Yamaha M1 называют: 180-540, 105-255, 255-465, 90-270 и 270-450 градусов. Угол между взрывами внутри пары, образующей БВ , скорее всего, в районе 10 градусов. Однако, повторю, все это только догадки. Разобравшись с теорией гоночного мироздания , давайте выясним, как можно организовать Большой взрыв в соответствии с техническими нормами MotoGP. Самый простой способ - использовать V-образные двигатели. Так сделали Honda, Suzuki и Ducati. Но, как я уже отметил, этот путь не лишен недостатков. Другой способ - заставить рядную четверку работать, как V-образную. Его взяли на вооружение Yamaha и Kawasaki. Чтобы добиться эффекта БВ в рядном двигателе, конструкторам пришлось кардинально модифицировать коленвалы - благо, технормами MotoGP это разрешено. А если в двух словах, то коленвал рядника практически превратили в V-образный (за исключением того, что каждый шатун располагается все также на отдельной шейке, а не попарно, как в V-4, и подшипников не три, а пять) и установили в старый картер с рядным расположением цилиндров. Появившиеся вибрации погасили балансирным валом. Такой двигатель очень легко распознать по характерному звуку: он не воет, как классические рядные четверки , а ворчит, почти как V-4. Слышал, за этот звук в паддоках его и назвали Growler - Ворчун . Автор - Антон Барсуков
|
Читайте: |
---|
Новости motoGP:
Де Пюнье тренируется в особом режимеРенди Де Пюнье, гонщик LCR Honda, желая улучшить свою физическую форму, обратился за помощью к зем... |
Кенни Нойес: единственный американец на стартовой решетке Moto2Кенни Нойес, американский гонщик и уроженец Барселоны, реализует амбициозную мечту всей своей жизн... |
Алекс де Анджелис: вернется насовсем?Алекс де Анджелис готов к своему второму уикенду в MotoGP. Для него этот насыщенный сезон начался ... |
Габор Талмаши: «Скользил я долго...!»Приготовления Габора Талмаши (Speed Up) к старту нового сезона продолжаются: в преддверии его появ... |
Мотоспорт:
ШКМГ – Чемпионат РоссииЧемпионат и кубки России по шоссейно-кольцевым мотогонкам проводится на двух трассах: на подмосковном Мячково ( Московкое кольцо... |
Moto Grand PrixMotoGP (Moto Grand Prix - Мото Гран-при) — чемпионат мира по кольцевым мотогонкам, высшая категория спортивных гонок на мотоцикл... |
Уроки мастерства:
Дакар 2009 «обнажается»Отгремели победные фанфары, утихли страсти, настала пора трезво оценить перспективы Дакара в Южной Америке. Перспективы у него с... |
Валентино Росси огорчен«Валентино Росси огорчен тем, как средства массовой информации в газетах и на ТВ переворачивают его дело, но в тоже время он чув... |
Лучшие мототрассы:
Moscow RingMoscow RingРоссия, Москва, Мячково Длина кольца: --- метров Ширина трека: --- метров |
Brands HatchBrands HatchВеликобритания, Кент Длина кольца: 4197 метров (2.6 мили) Ширина трека: нет данных Самая длинная прямая: 39... |