You are here:   Главная МотоНавык Теория большого взрыва


Теория большого взрыва
Мотоспорт - МотоНавык

теория большого взрыва

Вселенная родилась в одном гигантском взрыве. Бог (законы природы, космический суперразум, зеленые человечки - ненужное зачеркнуть) дал импульс громадной свече зажигания, и в котле по имени Вселенная шарахнуло. Огромные массы космической дряни, состоящей из пыли и водорода, разлетелись на миллионы световых лет и слиплись в планеты и звезды. Словом, Большой взрыв ( БВ ) породил все то, что нас окружает, включая нас самих... Такова одна из теорий сотворения мира.

Но самое поразительное, что в технологиях мотогонок Большой взрыв (только поменьше) действительно произвел колоссальную революцию, плоды которой мы видим в MotoGP и Британском Superbike (BSB).

Издавна (чуть позже момента, когда Господь сотворил мотогонки и увидел, что это обалдеть как здорово) перед инженерами и механиками предстояла задача чуть полегче, чем доказательство теоремы Ферма.

Получать большие абсолютные значения мощности все уже умели, но вот сделать образовавшуюся мощь подвластной, эффективно управляемой для пилотов - это оказалось архисложно. Дело в том, что с повышением мощности моторов пилотов замучали пробуксовки колес на асфальте треков (особенно при выходе из поворотов) и их следствие - ускоренный износ резины. А данные телеметрии вовсе портили настроение в конюшнях : поскольку сверхсильные моторы легко срывали задние колеса в пробуксовку, многие пилоты попросту не открывали газ на полную порой ни разу за гонку! Не из животного страха за собственную шкуру - из боязни дотла сжечь резину на полпути до финиша.

Однако не все мотоциклы были в одинаковой мере подвержены этой беде от прогресса . Больше других проскальзывали колеса аппаратов с рядными четверками , меньше - с V-образными двигателями. По этой причине многие команды-участницы MotoGP и остановили свой выбор на V-образной схеме моторов. Однако не все поголовно, и вот почему. Хотя V-двигатель позволял пораньше, чем рядник , открывать газ, он содержал и существенные недостатки. Во-первых, такой мотор существенно длиннее рядника , что влечет и удлинение базы (а значит, мотоцикл теряет проворность в поворотах). Во-вторых, стоимость V-образных существенно выше рядной альтернативы (для бюджета команды это немаловажный фактор). В-третьих, выше и стоимость обслуживания V-образных моторов. Похоже, эти факторы и сохранили жизнь рядным движкамѕ Так-то оно так, но пробуксовки не исчезли. Пытливые умы в 90-х выдвинули предположение: почему бы не попытаться совместить в одном моторе преимущества рядников и V-образных?

В то время все вслепую принимали факт, но никто толком не мог объяснить, почему V-образные двигатели позволяли пилотам чуть раньше и чуть больше открывать газ при выходе из поворотов. Данные телеметрии и расчеты помогли кое-что прояснитьѕ Попробуем и мы с вами смоделировать типичную гоночную ситуацию - выход из медленной шпильки на литровом спортбайке с рядной четверкой .

Первая передача, на тахометре - 10 000 оборотов. Общее передаточное число (первичная передача + первая передача КП + главная цепная передача) при этом приблизительно равно 10, иначе говоря, на каждые десять оборотов коленвала приходится один оборот заднего колеса. В 4-тактном двигателе полный рабочий цикл соответствует 720 градусам, т.е. двум оборотам коленвала. Значит, за 10 оборотов коленвала в одном цилиндре произойдет пять взрывов. Умножаем на четыре цилиндра - получаем 20 взрывов на каждый оборот заднего колеса.

Длина окружности заднего колеса приблизительно равна двум метрам. Значит, на каждый взрыв приходится десять сантиметров поверхности покрышки - как раз длина среднего пятна контакта. В случае с двигателем с равными интервалами между взрывами (классическая рядная четверка ) получается, что во время пробуксовки каждый последующий взрыв происходит как раз тогда, когда новая порция резины готовится сменить проскользнувшее пятно контакта - и не позволяет покрышке вновь обрести сцепление с асфальтом. Понятно, что с ростом оборотов ситуация только ухудшится.

Совсем другое дело - V-образные двигатели. В случае с двигателем V-4 с углом развала цилиндров 90 градусов (например, Ducati Desmosedici) количество взрывов на оборот заднего колеса останется тем же (20), но на длину первого (условно) пятна контакта приходится два взрыва. А вот на протяжении последующего пятна контакта взрывов не будет вообще! За время этого затишья у резины гораздо больше шансов возобновить надежное сцепление с асфальтом - что и позволяет гонщикам более щедро открывать газ при выходе из поворотов. Именно этот двойной взрыв и назвали - Большой .

Для тех, кому лениво погружаться в премудрости БВ , его суть проще понять, если представить себе работу ABS - антиблокировочной системы торможения. Чтобы предотвратить блокировку (читай - пробуксовку) колес при энергичном торможении, тормозное усилие подается короткими, частыми импульсами, а в промежутках между ними колеса и получают шанс вновь обрести только что утраченное сцепление с покрытием. Технология БВ - суть система ABS, только наоборот - то есть уменьшает пробуксовку не при торможении, а при ускорении.

Гонщики при выходе из поворотов должны балансировать мощностью двигателя в узком, как лезвие бритвы, диапазоне. Если мощность снизится, гонщик потеряет время, а возрастет - может возникнуть неконтролируемый снос заднего колеса, который в лучшем случае опять-таки приведет к потере времени, в худшем - к падению. Мощность от двигателя передается на заднее колесо не сплошным потоком, а импульсами. Если они слишком частые, то будут препятствовать резине сохранять контакт с дорогой. Если же раздвинуть эти импульсы во времени так, чтобы между ними образовались паузы, то у задней покрышки появятся шансы восстановить надежное сцепление - и гонщику проще поддерживать оптимальную мощность.

Какой же промежуток между двумя взрывами оптимальный - с точки зрения силы сцепления задней покрышки с дорогой? Это и есть самый большой секрет технологии БВ . До сих пор никому точно не известно, каковы паузы между взрывами в Yamaha M1 или Kawasaki ZX-RR. Но вот что самое интригующее: даже в мотоциклах с V-образными двигателями, если верить слухам в паддоках, угол между взрывами не обязательно равен углу развала цилиндров. Специалисты считают, что в моторе Honda RC211V между Большими взрывами вероятны такие диапазоны углов:

75,5-284,5 градусов и 104,5-331 градус. В Yamaha M1 называют: 180-540, 105-255, 255-465, 90-270 и 270-450 градусов. Угол между взрывами внутри пары, образующей БВ , скорее всего, в районе 10 градусов. Однако, повторю, все это только догадки.

Разобравшись с теорией гоночного мироздания , давайте выясним, как можно организовать Большой взрыв в соответствии с техническими нормами MotoGP. Самый простой способ - использовать V-образные двигатели. Так сделали Honda, Suzuki и Ducati. Но, как я уже отметил, этот путь не лишен недостатков. Другой способ - заставить рядную четверку работать, как V-образную. Его взяли на вооружение Yamaha и Kawasaki. Чтобы добиться эффекта БВ в рядном двигателе, конструкторам пришлось кардинально модифицировать коленвалы - благо, технормами MotoGP это разрешено. А если в двух словах, то коленвал рядника практически превратили в V-образный (за исключением того, что каждый шатун располагается все также на отдельной шейке, а не попарно, как в V-4, и подшипников не три, а пять) и установили в старый картер с рядным расположением цилиндров. Появившиеся вибрации погасили балансирным валом. Такой двигатель очень легко распознать по характерному звуку: он не воет, как классические рядные четверки , а ворчит, почти как V-4. Слышал, за этот звук в паддоках его и назвали Growler - Ворчун .

Автор - Антон Барсуков

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости motoGP:

Проблемы Скотта Реддинга, кажется, разрешены

News image

Напомним, что юному британскому спортсмену пришлось немало пережить в последние месяцы. Полная нео...

Чемпион Red Bull MotoGP Cup подписывает контракт

News image

В 2010 году Якуб Корнфейл будет выступать за Racing Team Germany - его соперничество с Стурлой Фаг...

MotoGP: 1000 куб.см. в Королевском классе с 2012 - официально

News image

Комиссия FIM по Большим Призам (FIM Grand Prix Commision) собралась в Швейцарии, чтобы определить ...

Валентино и Хорхе штурмуют азиатские рынки

News image

В субботу Валентино Росси и Хорхе Лоренцо, занявшие первую и третью позицию на тестах в Сепанге, с...

Мотоспорт:

Унимото

News image

Что может бредовее, чем драг-рейсинг на одном колесе и по грязи?! Но когда Рудольф Дизель изобрёл принцип двигателя внутреннего ...

Понемногу о

News image

MOTOGP Чемпионат Moto GP-«Королевский класс»-элитный Чемпионат Мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам на мотоциклах-прототипах...

Уроки мастерства:

Необычные мотоциклы - Ludovic Lazareth

News image

Компания Lazareth (и ее основатель Людовик Лазарет) объединила несколько своих наиболее часто используемых элементов в своем нов...

BMW S1000RR, интервью с Троем Корсером (TROY CORSER)

News image

ЧЕЛОВЕК С МИССИЕЙ Трой Корсер уже был чемпионом мира в Супербайке. Дважды. Так почему же он ещё кладёт свою голову на плаху в...

Лучшие мототрассы:

Neva Ring

News image

Neva RingРоссия, Санкт-Петербург Трасса закрыта Описание, история и факты. Трасса закрыта Как добраться до трассы. ...

Scandinavian Raceway

News image

Название: Андерсторп Страна: Швеция Протяженность (м): 4025 Трасса в шведском городе Андерсторп, построена на основе вы...

Авторизация



Последние новости:

Беларусь примет Чемпионат Европы по мотоболу 2010 года

Европейский союз мотоциклистов (UEM) принял решение провести очередной XXV чем...

Колечко, колечко, кольцо!

В эту субботу под Нижним Новгородом состоится открытие новой гоночной трассы ...

Между Лаузицем и Мюджелло

В эти выходные внимание поклонников гонок будет сконцентрировано на немецком Л...

Популярные статьи:

Up-to-date system which really comes to help !

Introduction Intistele - wide-scale system which could find solution for varied...

Левчик Тарас 2019

Желаете заработать в интернете, но не верите в свои силы? Вперед на курсы обучен...

Параметры защиты депозитов физических лиц в Универсал банке

Общеизвестным фактом является то, что банковским учреждениям регулярно требуется...

Новости МотоGP:

MotoGP: великие перестановки

Скоро настанет великий день для любителей MotoGP во всем мире. Валентино Росси...

Путь Карлито (Журнал Мото , апрель 2010 года)

Карло Пернат: «Мне платят за мою страсть» В паддоках MotoGP Карло Пернат - ...

Валентино Росси: новый шлем для гонки

Помимо новой «одежки» мотоциклов с фотографиями поклонников, решено было, что ...