You are here:   Главная МотоНавык Теория большого взрыва


Теория большого взрыва
Мотоспорт - МотоНавык

теория большого взрыва

Вселенная родилась в одном гигантском взрыве. Бог (законы природы, космический суперразум, зеленые человечки - ненужное зачеркнуть) дал импульс громадной свече зажигания, и в котле по имени Вселенная шарахнуло. Огромные массы космической дряни, состоящей из пыли и водорода, разлетелись на миллионы световых лет и слиплись в планеты и звезды. Словом, Большой взрыв ( БВ ) породил все то, что нас окружает, включая нас самих... Такова одна из теорий сотворения мира.

Но самое поразительное, что в технологиях мотогонок Большой взрыв (только поменьше) действительно произвел колоссальную революцию, плоды которой мы видим в MotoGP и Британском Superbike (BSB).

Издавна (чуть позже момента, когда Господь сотворил мотогонки и увидел, что это обалдеть как здорово) перед инженерами и механиками предстояла задача чуть полегче, чем доказательство теоремы Ферма.

Получать большие абсолютные значения мощности все уже умели, но вот сделать образовавшуюся мощь подвластной, эффективно управляемой для пилотов - это оказалось архисложно. Дело в том, что с повышением мощности моторов пилотов замучали пробуксовки колес на асфальте треков (особенно при выходе из поворотов) и их следствие - ускоренный износ резины. А данные телеметрии вовсе портили настроение в конюшнях : поскольку сверхсильные моторы легко срывали задние колеса в пробуксовку, многие пилоты попросту не открывали газ на полную порой ни разу за гонку! Не из животного страха за собственную шкуру - из боязни дотла сжечь резину на полпути до финиша.

Однако не все мотоциклы были в одинаковой мере подвержены этой беде от прогресса . Больше других проскальзывали колеса аппаратов с рядными четверками , меньше - с V-образными двигателями. По этой причине многие команды-участницы MotoGP и остановили свой выбор на V-образной схеме моторов. Однако не все поголовно, и вот почему. Хотя V-двигатель позволял пораньше, чем рядник , открывать газ, он содержал и существенные недостатки. Во-первых, такой мотор существенно длиннее рядника , что влечет и удлинение базы (а значит, мотоцикл теряет проворность в поворотах). Во-вторых, стоимость V-образных существенно выше рядной альтернативы (для бюджета команды это немаловажный фактор). В-третьих, выше и стоимость обслуживания V-образных моторов. Похоже, эти факторы и сохранили жизнь рядным движкамѕ Так-то оно так, но пробуксовки не исчезли. Пытливые умы в 90-х выдвинули предположение: почему бы не попытаться совместить в одном моторе преимущества рядников и V-образных?

В то время все вслепую принимали факт, но никто толком не мог объяснить, почему V-образные двигатели позволяли пилотам чуть раньше и чуть больше открывать газ при выходе из поворотов. Данные телеметрии и расчеты помогли кое-что прояснитьѕ Попробуем и мы с вами смоделировать типичную гоночную ситуацию - выход из медленной шпильки на литровом спортбайке с рядной четверкой .

Первая передача, на тахометре - 10 000 оборотов. Общее передаточное число (первичная передача + первая передача КП + главная цепная передача) при этом приблизительно равно 10, иначе говоря, на каждые десять оборотов коленвала приходится один оборот заднего колеса. В 4-тактном двигателе полный рабочий цикл соответствует 720 градусам, т.е. двум оборотам коленвала. Значит, за 10 оборотов коленвала в одном цилиндре произойдет пять взрывов. Умножаем на четыре цилиндра - получаем 20 взрывов на каждый оборот заднего колеса.

Длина окружности заднего колеса приблизительно равна двум метрам. Значит, на каждый взрыв приходится десять сантиметров поверхности покрышки - как раз длина среднего пятна контакта. В случае с двигателем с равными интервалами между взрывами (классическая рядная четверка ) получается, что во время пробуксовки каждый последующий взрыв происходит как раз тогда, когда новая порция резины готовится сменить проскользнувшее пятно контакта - и не позволяет покрышке вновь обрести сцепление с асфальтом. Понятно, что с ростом оборотов ситуация только ухудшится.

Совсем другое дело - V-образные двигатели. В случае с двигателем V-4 с углом развала цилиндров 90 градусов (например, Ducati Desmosedici) количество взрывов на оборот заднего колеса останется тем же (20), но на длину первого (условно) пятна контакта приходится два взрыва. А вот на протяжении последующего пятна контакта взрывов не будет вообще! За время этого затишья у резины гораздо больше шансов возобновить надежное сцепление с асфальтом - что и позволяет гонщикам более щедро открывать газ при выходе из поворотов. Именно этот двойной взрыв и назвали - Большой .

Для тех, кому лениво погружаться в премудрости БВ , его суть проще понять, если представить себе работу ABS - антиблокировочной системы торможения. Чтобы предотвратить блокировку (читай - пробуксовку) колес при энергичном торможении, тормозное усилие подается короткими, частыми импульсами, а в промежутках между ними колеса и получают шанс вновь обрести только что утраченное сцепление с покрытием. Технология БВ - суть система ABS, только наоборот - то есть уменьшает пробуксовку не при торможении, а при ускорении.

Гонщики при выходе из поворотов должны балансировать мощностью двигателя в узком, как лезвие бритвы, диапазоне. Если мощность снизится, гонщик потеряет время, а возрастет - может возникнуть неконтролируемый снос заднего колеса, который в лучшем случае опять-таки приведет к потере времени, в худшем - к падению. Мощность от двигателя передается на заднее колесо не сплошным потоком, а импульсами. Если они слишком частые, то будут препятствовать резине сохранять контакт с дорогой. Если же раздвинуть эти импульсы во времени так, чтобы между ними образовались паузы, то у задней покрышки появятся шансы восстановить надежное сцепление - и гонщику проще поддерживать оптимальную мощность.

Какой же промежуток между двумя взрывами оптимальный - с точки зрения силы сцепления задней покрышки с дорогой? Это и есть самый большой секрет технологии БВ . До сих пор никому точно не известно, каковы паузы между взрывами в Yamaha M1 или Kawasaki ZX-RR. Но вот что самое интригующее: даже в мотоциклах с V-образными двигателями, если верить слухам в паддоках, угол между взрывами не обязательно равен углу развала цилиндров. Специалисты считают, что в моторе Honda RC211V между Большими взрывами вероятны такие диапазоны углов:

75,5-284,5 градусов и 104,5-331 градус. В Yamaha M1 называют: 180-540, 105-255, 255-465, 90-270 и 270-450 градусов. Угол между взрывами внутри пары, образующей БВ , скорее всего, в районе 10 градусов. Однако, повторю, все это только догадки.

Разобравшись с теорией гоночного мироздания , давайте выясним, как можно организовать Большой взрыв в соответствии с техническими нормами MotoGP. Самый простой способ - использовать V-образные двигатели. Так сделали Honda, Suzuki и Ducati. Но, как я уже отметил, этот путь не лишен недостатков. Другой способ - заставить рядную четверку работать, как V-образную. Его взяли на вооружение Yamaha и Kawasaki. Чтобы добиться эффекта БВ в рядном двигателе, конструкторам пришлось кардинально модифицировать коленвалы - благо, технормами MotoGP это разрешено. А если в двух словах, то коленвал рядника практически превратили в V-образный (за исключением того, что каждый шатун располагается все также на отдельной шейке, а не попарно, как в V-4, и подшипников не три, а пять) и установили в старый картер с рядным расположением цилиндров. Появившиеся вибрации погасили балансирным валом. Такой двигатель очень легко распознать по характерному звуку: он не воет, как классические рядные четверки , а ворчит, почти как V-4. Слышал, за этот звук в паддоках его и назвали Growler - Ворчун .

Автор - Антон Барсуков

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости motoGP:

Хорхе Лоренцо ломает руку

News image

Испанский гонщик совершал свою обычную тренировку вблизи Монтмело, когда неожиданно не справился с...

Итоговые результаты Чемпионата по Мото Гран-При 2009: MotoGP

News image

Несмотря на опасения по поводу кризиса и несоответствия затрат заводских и частных команд в Короле...

MotoGP: Кармело Эспелета: На старте будет 19 мотоциклов!

News image

Вернувшись с переговоров с Kawasaki Heavy Industries, президент организатора MotoGP Dorna Sports К...

125сс: естественная смерть

News image

После успешной замены двухтактного класса 250сс на четырехтактный Moto2 – как с точки зрения стоим...

Мотоспорт:

Спидвей

News image

Спидвей (от англ. speedway — скоростная дорога) — один из видов мотоциклетного спорта. Главное отличие спидвея от кольцевых м...

Ты помнишь, как все начиналось

News image

Человеку свойственно забывать старое и привычное в пользу чего-то нового, необычного, модного. Однако, как показывает многолетня...

Уроки мастерства:

SUOMY расширяет направление мотоэкипировки: кордура и кожа

News image

Итальянский бренд SUOMY, являющийся признанным лидером итальянского рынка в производстве высокотехнологичных шлемов, активно раз...

Хроники Тавуллии

News image

Италия не может спать спокойно, пока до конца не разберется в деле Росси. Шестьдесят миллионов евро не задекларированы в период ...

Лучшие мототрассы:

Circuit Kraaliler

News image

Circuit KraalilerТурция, Истанбул Длина кольца: 5333 метра (3.34 мили) Ширина трека: 14 - 21.5 метр Самая длинная пряма...

Scandinavian Raceway

News image

Название: Андерсторп Страна: Швеция Протяженность (м): 4025 Трасса в шведском городе Андерсторп, построена на основе вы...

Авторизация



Последние новости:

Беларусь примет Чемпионат Европы по мотоболу 2010 года

Европейский союз мотоциклистов (UEM) принял решение провести очередной XXV чем...

Колечко, колечко, кольцо!

В эту субботу под Нижним Новгородом состоится открытие новой гоночной трассы ...

Между Лаузицем и Мюджелло

В эти выходные внимание поклонников гонок будет сконцентрировано на немецком Л...

Популярные статьи:

Левчик Тарас 2019

Желаете заработать в интернете, но не верите в свои силы? Вперед на курсы обучен...

Устроить услугу выкуп товара с Алибаба: тонкости процедуры

Из огромного числа китайских фабрик по производству абсолютно всего, многие дост...

Проблемы: как купить шины 195/65 r15 barum polaris 5

С приходом тепла и средней температуры воздуха +5 градусов советуется задуматься...

Новости МотоGP:

MotoGP: великие перестановки

Скоро настанет великий день для любителей MotoGP во всем мире. Валентино Росси...

Путь Карлито (Журнал Мото , апрель 2010 года)

Карло Пернат: «Мне платят за мою страсть» В паддоках MotoGP Карло Пернат - ...

Валентино Росси: новый шлем для гонки

Помимо новой «одежки» мотоциклов с фотографиями поклонников, решено было, что ...