You are here:   Главная Легенды мотоспорта Габдрахман Файзурахманович Кадыров


Габдрахман Файзурахманович Кадыров
Мотоспорт - Команды, спортсмены, турниры

габдрахман файзурахманович кадыров

Gabdrahman Kadirov

( 27.01.1941 года [Шатура, Московская обл.]- 31.07.1993 года )

Россия (Russia)

Заслуженный работник физ. культуры БАССР (1991). Судья международной категории (1991). 1-й чемпион Европы и мира по мотогонкам на льду (1964, 1966). Единственный в СССР 6-кратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971-73). Чемпион Европы (1964), СССР (1964-67, 1969-70). 3-кратный чемп. СССР в командных гонках (1967-69), 2-й призер чемпионатов мира (1970), Европы (1965), СССР (1966-67), командных чемпионатов мира (1967) и СССР (1963-64), 3-й призер чемпионата мира (1974), командного чемпионата мира по спидвею (1967). Окончил Ленинградский ин-т физкультуры им.П.Ф.Лесгафта (1970). В Уфе жил с 1947. Выступал более 10 лет за сборную СССР, затем работал в ней ст. тренером, тренировал уфим. команду Башкирия . Награжден орденом Знак Почета (1969), почетной бронзовой медалью Международной мотоциклетной федерации (ФИМ). С 1993 ежегодно в Уфе проводятся Всероссийские соревнования памяти Кадырова.

Габдрахман Кадыров родился в суровый зимний день 1941 года в подмосковной Шатуре, куда родители приехали из Башкортостана на комсомольскую стройку. Не искушенные в восточных именах работники местного ЗАГСа выдали свидетельство о рождении на имя Гаптрахман . Неправильное имя перекочевало во все документы, в документы его детей. Но для сотен тысяч болельщиков всего Советского Союза и многих стран Европы он всегда оставался Габдрахманом. Именно под этим именем он вошел в историю мотоспорта, под ним проходил в официальных протоколах всех соревнований, множестве статей в газетах и журналах.

Правда, немцы и англичане иногда для краткости называли его Габ. И без того огромная популярность отважного башкирского гонщика усиливалась его внешним сходством с членами группы Битлз , за что в стране Туманного Альбиона в журнале Спидвей Стар и других изданиях его часто называли битл-боем .

В Англии никогда не было гонок на льду, но Кадыров прославился там не только из-за внешности, но и потому, что был одним из лучших в мире спидвеистов. В составе сборной СССР он дважды становился призером командного чемпионата мира по спидвею - виду мотоспорта, хотя и имеющему много общего с гонками на льду, но все-таки заметно от них отличающемуся. А в тест-матчах Великобритания - СССР сумел победить четырехкратного чемпиона мира по спидвею Барри Бриггса. Кстати, сначала, еще в 1962 году, Г.Кадыров стал членом сборной СССР по спидвею, а уже в 1963 году был включен в сборную по гонкам на льду.

Уникальность этого спортсмена состояла в том, что природный талант сочетался в нем с трудолюбием и скромностью, воспитанными матерью, с которой он жил и во время войны, и в послевоенные годы (отец погиб на фронте), и которая работала каменщицей в ставшем знаменитым на всю страну благодаря своим мотогонщикам и ее сыну строительном тресте N3. Не последнюю роль играл и характер Кадырова, позволявший сочетать кураж и удаль с расчетливостью и хладнокровием.

Эти параметры позволили Кадырову выиграть первый титул чемпиона мира (1966 год), на который в гораздо большей степени претендовал его одноклубник Юрий Чекранов, и второй (1968 год), когда лишь в дополнительном заезде он вырвал победу у Владимира Цыброва из Подмосковья.

Высочайшая надежность Г.Кадырова сделали его первым номером советской команды в последующих мировых финалах. Это дало повод недоброжелателям в годы тотального осуждения советского периода отечественной истории утверждать, что своих рекордов Кадыров добился благодаря тому, что на него работала вся сборная. Действительность опровергает эти домыслы. Во всех мировых финалах, которые выиграл, Кадыров показал лучший результат прежде всего во встречах с зарубежными гонщиками. А если не мог победить соперников он, то не могли и другие. Ярким примером тому являются финалы чемпионата мира 1970-го и 1974 годов, когда золотая медаль доставалась гонщикам из Чехословакии Антонину Швабу и Милану Шпинке. Ни один из так называемых помощников Кадырова не смог отобрать у них ни одного очка.

Не свидетельствует о каких-то привилегиях для Кадырова и его жизнь после окончания спортивной карьеры. Будучи заслуженным мастером спорта СССР и самым титулованным в то время трековым мотогонщиком мира, имея высшее спортивное образование, Кадыров не был поставлен на пост главного тренера ни в сборной СССР по ледовым гонкам, ни в сборной СССР по спидвею, ни в команде Башкирия (Уфа), которой он помог трижды завоевать золото Союза. Постоянные вторые роли привели к тому, что Габдрахман Кадыров в 1982 году покинул тренерское поприще и стал администратором Башгосфилармонии. Нет сомнений, что в этой ипостаси он внес большой вклад в становление суперзвезды башкирской эстрады, своей третьей жены Назифы Кадыровой. Но бешеная популярность, способствовавшая успеху администраторской деятельности, имела и отрицательную сторону. Недаром накануне 50-летия Габдрахман своей главной целью назвал дожить до пенсии . К сожалению, оставалось ему совсем немного: 31 июля 1993 года, не дожив даже до 53-х, он умер в Сочи от кровоизлияния в мозг.

Похороны Г.Кадырова состоялись в Уфе на Мусульманском кладбище, отнюдь не на таком месте, которое заслуживал этот выдающийся гражданин Башкортостана. Но Правительство республики увековечило его имя: в частности, была открыта мемориальная доска на доме, где он проживал в последнее время (улица Фрунзе, 1), именем Кадырова названа одна из уфимских улиц. У Габдрахмана Кадырова осталось трое детей (от трех браков) - два сына и дочь. Старший сын Артур, которому в январе исполнилось 40 лет, в юности пытался пойти по стопам отца, занимался мотокроссом в команде Уфимского автотранспортного техникума, но заметных успехов не добился.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости motoGP:

Лорис Капиросси: «Я не могу спать!»

News image

Лорис Капиросси и Альваро Баутиста будут пилотировать прототипы Suzuki GSV-R впервые с ноября прош...

В Штопоре

News image

В эти выходные пилотов MotoGP ждёт девятый этап чемпионата мира – Гран-при США. Он пройдёт на слож...

Валентино Росси: боль усилилась

News image

В прошлый уикенд Валентино Росси вернулся в чемпионат, и сразу с отличным результатом – после борь...

MotoGP. Yamaha в новых цветах

News image

Американский этап - всегда особенное событие в мире Гран-При. Производители мотоциклов, а также сп...

Мотоспорт:

Track attack

News image

Трэк-день - это единственное место где вы можете не нарушая закона использовать потенциал современного спортбайка по максимуму. ...

Флаги в мотоспорте

News image

ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ 1. Его показывают в начале гонки, когда загорается зеленый свет или гаснет красный (как в MotoGP). Это означает,...

Уроки мастерства:

Очередная трагедия Острова

News image

Каждый год Isle of Man TT пополняет печальную статистику... Трагедия произошла во время пятничной гонки среди ветеранов Турис...

Президент FIM - Формула 800 куб.см. не сработала...

News image

Президент FIM Вито Ипполито признал, что переход на 800-кубовую формулу MotoGP был в некоторой степени ошибочным решением: Это ...

Лучшие мототрассы:

Estoril

News image

Название: Эшторил Страна: Португалия Протяженность (м): 4360 Открыта в 1972 году. Длина прямой старт-финиш - 986 мет...

Трек в Ле Мане (Le Mans)

News image

Напомним, что начиная с французского этапа вступают в силу изменения в регламенте проведения практических и квалификационных зае...

Авторизация



Последние новости:

Беларусь примет Чемпионат Европы по мотоболу 2010 года

Европейский союз мотоциклистов (UEM) принял решение провести очередной XXV чем...

Колечко, колечко, кольцо!

В эту субботу под Нижним Новгородом состоится открытие новой гоночной трассы ...

Между Лаузицем и Мюджелло

В эти выходные внимание поклонников гонок будет сконцентрировано на немецком Л...

Популярные статьи:

История мотоспорта

Возникновение мотоспорта тесно связано с изобретением самого мотоцикла. 188...

Подготовка мотоцикла для трека

Каждый, кто когда-либо выезжал на гоночный трек не забавы ради не один раз зад...

Компания «СИНКАЙ-МОТОРС»

Компания под названием «СИНКАЙ-МОТОРС» появилась в 2012-м году, поэтому она счит...

Новости МотоGP:

MotoGP: великие перестановки

Скоро настанет великий день для любителей MotoGP во всем мире. Валентино Росси...

Путь Карлито (Журнал Мото , апрель 2010 года)

Карло Пернат: «Мне платят за мою страсть» В паддоках MotoGP Карло Пернат - ...

Валентино Росси: новый шлем для гонки

Помимо новой «одежки» мотоциклов с фотографиями поклонников, решено было, что ...