Как я зарядил аккумулятор |
Мотоспорт - Советы бывалых |
«Тоже мне! Нашел, чем хвастаться», — вполне может сказать любой мало-мальски опытный мотолюбитель, прочитав заголовок этой заметки. И он, конечно же, во многом будет прав. Операция эта подробно описана в каждой инструкции по эксплуатации, прикладываемой заводом-изготовителем как к новому мотоциклу, так и к новой батарее. Да и редкая мотоциклетная книга обходит молчанием затронутый мною вопрос. И все же... Одно обстоятельство, по моему мнению, дает основание выйти со столь расхожей темой к широким кругам отечественных мотоциклистов. Все началось почти 15 лет назад, когда в руки мне впервые попал 12-вольтовый мотоциклетный аккумулятор 6МТС-9. Сразу же возник вопрос: «А чем же его заряжать?» То, что электрическим током, понятно, но какое зарядное устройство для этого использовать? Вопрос выглядит просто, а вот ответа на него я не знаю до сих пор. За эти уже немалые истекшие годы я не читал и даже не слыхивал о зарядных устройствах промышленного изготовления, специально предназначенных для 12-вольтовых мотоциклетных аккумуляторов, хотя для 6-вольто-вых они выпускаются давно и всегда были в продаже. Конечно же, и тогда имелась (а сейчас и подавно есть) уйма зарядных устройств, выпускаемых целым рядом заводов для 12-вольтовых автомобильных батарей. Те из них, что имеют принудительную регулировку зарядного тока, могут быть использованы для заряда малоемкой мотоциклетной батареи без каких-либо доработок и переделок. Любые другие для этой цели также годны, если последовательно с батареей включить подходящий реостат-сопротивление, снижающее зарядный ток до требуемой величины. Не мудрствуя лукаво, я так и поступил. По ряду причин, на которых вряд ли стоит задерживать внимание читателей, этот способ нельзя назвать удачным, но, худо-бедно, я обходился им до нынешнего года, когда в очередной раз возникла необходимость зарядить батарею 6МТС-9. На сей раз автомобильного подзарядника у меня под рукой не оказалось. Понятно, что можно было собрать самодельное зарядное устройство по одной из схем, которые можно найти в интернете. Бывадт даже очень простые и вместе с тем вполне работоспособные схемы, собранные из весьма распространенных радиодеталей. И тем не менее, торопиться отыскивать их я не стал, задавшись вместо этого нехитрым вопросом: А нельзя ли еще проще? И с мыслью: Где бы мне взять 12 постоянных вольт? я умозрительно окинул взором свое несложное техническое хозяйство . Очень скоро взгляд мой остановился на блоке питания БП-12/5 от старого и никому не нужного кассетного магнитофона. Аккуратная черно-белая коробочка небольших размеров. Уточнил по описанию его выходную мощность (5 Вт) и номинальный ток нагрузки (0,ЗА) — для мотоциклетной батареи вполне подходят и то и другое. Да вот только выходное напряжение... Да, оно равно 12 В. На первый взгляд это выглядит вполне пригодным, но ведь известно, что для заряда батареи необходимо не ее номинальное напряжение, а несколько большее, хотя бы 13,5—14 В для 6МТС-9. В противном случае напряжение батареи быстро поднимется до уровня зарядного устройства, ток в цепи станет близким к нулю, и всякая зарядка пре- кратится. Так, значит, не годится... Однако не будем спешить. Из схемы устройства и текста описания становится ясным, что привлекаемый мною для зарядки блок питания состоит из 3-х основных функциональных частей: понижающего трансформатора, выпрямителя и стабилизатора выходного напряжения. Последний и обеспечивает постоянство выходного напряжения строго 12 В при любой нагрузке, лишь бы она была в пределах мощности, на которую рассчитан блок. А как добиваются такого постоянства? Да очень просто — уменьшением напряжения, полученного на выходе выпрямителя. Эту задачу и выполняет стабилизатор напряжения. Он, можно сказать, срезает верхушку выпрямленного напряжения на величине 12 В и этим его стабилизирует. Но для заряда аккумулятора стабилизированное по величине напряжение вовсе не обязательно, достаточно, чтобы оно было просто выпрямленным, пусть даже и пульсирующим. А раз так, то интересно бы знать: сколько вольт выдает выпрямитель? Померил напряжение на его выходе тестером — ровно 20 В. Уже лучше — это же без нагрузки (то есть при отключенных потребителях), а сколько будет, если к выпрямителю напрямую подключить аккумуляторную батарею? Сказано — сделано. Подпаиваю два проводка и подсоединяю их к аккумулятору, соблюдая полярность. Последовательно с аккумулятором включаю в цепь амперметр (см. схему), так как для процесса зарядки гораздо важнее знать величину тока, нежели напряжения. Задаюсь вопросом: Сколько выдает на аккумулятор привлеченный мною блок питания? Однако, вполне подходяще — 0,4 А! Величина эта не превышает максимальный ток нагрузки, указанный в характеристике блока, теперь есть уверенность, что его выпрямляющие элементы не выйдут из строя; можно заряжать. Для аккумулятора 6МТС-9 это практически зарядный ток второй ступени. Хотя время заряда при таком токе и возрастает, тем не менее, аккумулятор удастся зарядить на полную емкость в соответствии с инструкцией. А на время зарядки, чтобы не гонять понапрасну стабилизатор, его лучше отключить от выпрямителя, отпаяв один из двух соединяющих их проводков. Вот так магнитофонный блок питания освоил у меня вторую профессию . Полагаю, что, вообще, для заряда мотоциклетного аккумулятора можно использовать любой блок питания от бытовой переносной радиоаппаратуры. Лишь бы он имел подходящее выходное напряжение и развивал достаточную мощность. Ведь принципиально все они устроены одинаково. Уже после описанного случая мне попался на глаза 12-вольтовый блок питания от телевизора Электроника . Я тут же замерил напряжение на выходе его выпрямителя — 19В без нагрузки — и решил в следующий раз попробовать зарядить аккумулятор с его помощью, благо, выходная мощность у него на одну треть выше, значит, выше должен быть и зарядный ток. |
Читайте: |
---|
Новости motoGP:
Валентино Росси: новый шлем для гонкиПомимо новой «одежки» мотоциклов с фотографиями поклонников, решено было, что Валентино Росси выйд... |
Lambretta возвращается в MotoGPПочти 60 лет спустя после своего последнего старта на этапе Больших Призов, Lambretta возвращается... |
Валентино Росси: боль усилиласьВ прошлый уикенд Валентино Росси вернулся в чемпионат, и сразу с отличным результатом – после борь... |
MotoGP. Валентино Росси, главный пиармейкер чемпионата прототиповЕго возвращение в гонки намного раньше первоначально объявленного срока уже привлекло повышенное в... |
Мотоспорт:
МотоспортМотоспорт — категория технических видов спорта, в которых люди соревнуются на скорость в прохождении трассы на транспортных сред... |
Ты помнишь, как все начиналосьЧеловеку свойственно забывать старое и привычное в пользу чего-то нового, необычного, модного. Однако, как показывает многолетня... |
Уроки мастерства:
Легкие дорожные мотоциклы 125-200 см. кубВСЕГДА ЛИ «МЕНЬШЕ - ХУЖЕ»? Основное достоинство «осьмушек» (так часто называют 125-кубовые мотоциклы за то, что их рабочий об... |
Мировые легенды мотоциклостроения - 1900-1969 годаХронология— сфера, в которой трудно навести четкий порядок. Как показывает практика, в некотором году образуется компания, спуст... |
Лучшие мототрассы:
Moscow RingMoscow RingРоссия, Москва, Мячково Длина кольца: --- метров Ширина трека: --- метров |
Brands HatchBrands HatchВеликобритания, Кент Длина кольца: 4197 метров (2.6 мили) Ширина трека: нет данных Самая длинная прямая: 39... |