Унимото |
Мотоспорт - Теория мотоспорта |
Что может бредовее, чем драг-рейсинг на одном колесе и по грязи?! Но когда Рудольф Дизель изобрёл принцип двигателя внутреннего сгорания, это тоже звучало бредово – движущая энергия от взрыва! Но уже более ста лет всё человечество пользуется его изобретением. И могли ли два приятеля, попивающих пиво у стойки бара «Cabbage Patch» в Дайтоне, подозревать, что их бредовая идея станет реальностью, покорив не только Штаты, но и Европу, а менее чем через 20 лет докатится на своём одном колесе и до заснеженных просторов России? В мире драг-рейсинга есть две крайности. С одной стороны, это National Hot Rod Association (Национальная ассоциация «хот-родов»), где современные сверхтехнологичные драгстеры, стоящие сотни тысяч долларов и выдающие тысячи «лошадей», «отжигают» на дорожке в четверть мили длиной, асфальт сдирается из-за резких остановок и скорости, превышающей 300 миль/час, набираемой менее чем за 5 секунд. С другой стороны American National Unimotorcyclists Society (ANUS) – Американское национальное общество гонщиков «Unimoto» и сами Унимотогонки, где один человек ездит бок о бок с другим на странных агрегатах с одним колесом, обычно построенных в своём гараже и стоящих всего каких-нибудь пару сотен долларов, «отжигают» 30 метров по грязи со скоростью, немногим превышающей 60 миль/ч за 2,5 секунды, зачастую без управления или тормозов. Известный под названием «мотоспорта для простого человека», он был изобретён 18 лет назад байкером , наделённым неординарной фантазией, Вильямом Нассау, более известным как «Сайдкар Вилли», как вид спорта, доступный каждому. «По сути, это гонки на мотоциклах со свалки, – говорит Вилли. – Люди копаются на свалках и в своих гаражах, а потом используют старые детали и свою изобретательность при постройке чего-то, что сможет проехать 100 футов (30 метров) на одном колесе и при этом не убьёт ездока». На самом деле, гонки на мотоциклах со свалки – это именно то, что было в голове Сайдкара Вилли, когда у него впервые появилась идея драг-рейсинга на одном колесе. И он разработал «Десять заповедей» гонок на одном колесе. «Одна из них гласит: «Все силовые агрегаты должны быть по крайней мере 5-летнего возраста»! – говорит Вилли. – Так что, будьте поизобретательней! Нельзя просто за большую сумму денег купить самые современные технологии». Это случилось в марте 1988 года в конце Мотонедели в Дайтоне, когда Вилли начал подумывать о том, что в мотогонки нужно привнести что-нибудь новое, что-то более подходящее традиционному байкерскому умению выживать и принимать на себя риск. «Однажды мы с приятелями сидели, пили пиво и рассуждали о том, что на Мотоциклетной неделе из года в год всё повторяется, – рассказывает Вилли. – И тут подумал, что никто никогда ещё не гонял на одном колесе. Конечно, когда я это высказал вслух, все решили, что я не в своём уме». Друзья взяли ещё пива, подумали… Итогом вечера стала концепция новых гонок и чертёж «болида» на пивной подставке. И, конечно же, имя – «Unicycle Drag Racing» Самый первый «монстр» родился на кухне Вилли. Была взята доска размером 6х2, по середине установлено колесо от карта, спереди прикручен двигатель от газонокосилки, а сзади седло от полицейского «Харли». В течение следующей недели он с друзьями развлекался тем, что пил пиво и восседал на своём детище, пытаясь удержать равновесие на одном колесе, как на качелях. После очередной дозы пива они добавили в конструкцию подобие руля, центробежную муфту и приводной ремень на колесо. К концу недели первый уницикл был готов для «пробного пробега». «Сначала ничего не получилось, – рассказывает Вилли. – Я попросту упал и разбил лицо. Потом мы ещё выпили пива и немного усовершенствовали наше изобретение, но как я ни старался, у меня не получалось проехать хотя бы 100 футов». В течение следующих двух лет Вилли упорно продолжал усовершенствовать конструкцию уницикла, постоянно проводя испытания, больше походившие на краш-тесты. Много было поломано железа, поставлено синяков, выпито пива, но заветная цель – 100 футов – так и осталась недостижимой. Лучший результат Вилли – всего лишь 68 футов. Однажды друг Вилли по имени Боб Шески сказал: «Я верю, что смогу проехать это расстояние, если мы построим новый уницикл и выпьем ещё немного пива. Тогда я смело сяду за руль». Учитывая все травмы, которые Вилли получил за последние 2 года из-за «Монстра» (как теперь называли его уницикл), он был более чем счастлив поприветствовать нового гонщика-испытателя. И вот наконец, во время Мотоциклетной недели в 1991 г., Боб Шески становится первым уни-пилотом, который смог выполнить задачу – проехать 30 метров за 5,2 сек. на своём уницикле «Desert Stormer» со 150-кубовым мотором «Хонда» 1959 г/в. Когда Шески и Сайдкар приняли порцию пива, восторженных отзывов, панибратских похлопываний по плечу и множество поцелуев от дам, они взялись-таки побить недавний рекорд. Это было незадолго до того, как какой-то парень из толпы вышел и сказал: «Чёрт возьми, если вы, ребята, сможете сделать это на этом куске японского дерьма, тогда я, пожалуй, возьмусь поставить двигатель «Sportster» на одину из таких штук к следующему году». Этого парня звали Свамп. В следующем году во время очередной Мотонедели в Дайтоне Сайдкар Вилли и Боб Шески вновь провели заезды на унициклах, получивших название «2nd A.N.U.S. Nationals - 1992». По правилам каждому участнику давалось три попытки, по результатам которых Боб преодолел дистанцию за 4.21 сек., улучшив свой прошлогодний результат на целую секунду. Но Свамп, приехавший со своей командой «Pit Crew from Hell», сдержал своё обещание, побив рекорд Шески на своём «Swamp Special» с 1000-кубовым двигателем Н-D «Sportster» с результатом 3.75 сек. Тут-то всё и началось. Люди, заинтересовавшиеся этими гонками, начали создавать свои собственные одноколёсные чудовища, подчас используя довольно странный материал. Например, подвесной мотор на раме с шипованным колесом для спидвея или модифицированный снегоход Нэльсона Бэка, ездящий на смеси закиси азота и бензина, уницикл на базе 50-кубового скутера от Боба Шески или «Blue Green Machine» Тэрри Маркатос с 24-вольтовым электромотором. И чтобы ездить на них, надо было быть наделённым знаниями в области механики, неимоверной храбростью и тягой к приключениям. Дизайн этих мотоциклов и правила гонок описаны в «Десяти заповедях» одноколёсных гонок. «В этих гонках деньги вам не помогут, – объясняет Вилли. – Уни-рэйсинг был придуман для того, чтобы люди проявляли изобретательность и смекалку, придерживаясь несложных правил». Например, третья и четвёртая заповеди относятся только к силовому агрегату, и нигде не сказано, что надо использовать мотоциклетный двигатель. Люди могут использовать что угодно – от автомобильных двигателей до герметичных бутылок с углекислотой (СО2). Как раз это и произошло в марте 1995 г. Возможно, один из самых причудливых монстров был построен из двух больших огнетушителей, заполненных сжатым газом (СО2), седла и колеса. Когда баки наполнили 20 галлонами воды и нагрузили их 363 кг СО2, ездок Нельсон Бэк почувствовал, что он сможет состязаться на этой водяной ракете и проехать по крайней мере 30 метров. Результат – пилота сдуло на стартовой линии, а неуправляемый аппарат превратил поле для гонок в болото, залив его водой. «Это был первый эксперимент в классе «Rockett», – говорит Вилли. – Двигатель оказался таким мощным, что седока просто сдувало, и мы решили, что это слишком опасно. Если кто-нибудь получит удар этой водой, его просто убьёт». Естественно, не обошлось без трений с законом. Власти считали, что это слишком опасно и не хотели брать на себя ответственность. К тому же существовал формальный закон о запрещении передвижения на транспортном средстве по полям. Апогей конфликта пришёлся на Bike Week 1995 года, когда полиция разогнала гонщиков практически с линии старта, а Свамп чуть не угодил в полицейский участок. Пришлось 12 пилотам тайком встречаться на загородной частной гравийной дороге, чтобы всё-таки провести запланированные состязания. Дошло до того, что унициклы вообще запретили провозить в зону проведения Bike Week. После этого Вилли с Тайни потратили почти год на то, чтобы доказать, что этот вид спорта имеет право на существование, к тому же в рамках Мотонедели. Но и на следующий год, прикрывшись жалобами нескольких фермеров на человеческое скопление и громкий звук (что, согласитесь, выглядит смехотворно на фоне одного из крупнейших мотомероприятий в мире с 250000 участников ежедневно), власти вновь отменяют гонки. Пришлось срочно искать альтернативную площадку. Тайни и Вилли связались с организацией «Great American Rodeo», на арене которой и прошли заезды «2006 Grand Nationals». Участие в соревнованиях требует большого количества пива, упорных тренировок, радушия и уважения между гонщиками. Опасно балансируя на одном колесе, унимотоциклисты сталкивались с трудной задачей: удержать свои мотоциклы прямо, в то время как сами они должны были ехать по грязи, пытаясь сделать это за максимально короткий отрезок времени. Некоторым удавалось проехать 30 метров, а другие врезались во что-нибудь или переворачивались, к вящему удовольствию публики. Рекорды в Америке были поставлены во время Мотонедели и фестиваля «Biketoberfest» в Дайтоне (Флорида) и зафиксированы Американским национальным обществом гонщиков «Unimoto». Будущее гонок «Унимото» кажется светлым, но ни один человек, связанный с этой организацией, кажется, не заинтересован в том, чтобы эти гонки переросли в «большой спорт». Сам же Вилли задался целью добиться того, чтобы унимото-рейсинг вошёл в список официальных мероприятий, проводимых в рамках как «BikeWeek», так и «Biketoberfest» в Дайтона-Бич. Хотя спорт зародился в США, он вскоре распространился по всей северной Америке и Европе, чему немало поспособствовал интерес СМИ. В Европе гонки «Унимото» (там их называют «U-race») впервые прошли 1994 г. в Швейцарском городке Мартиньи, а в 1997 г. прошли во Фрисланде, что на севере Германии. На сегодняшний день разнообразные мероприятия с участием «Унимото» от крупных международных до маленьких локальных проходят по всей Европе. В июле 2002 г. Сайдкар Вилли попросил Американское национальное сообщество унициклистов санкционировать гонки «Унимото», проводимые в Сумисвальд (Швейцария), как Чемпионат мира. «Я не смог бы назвать себя чемпионом мира, не участвуя в гонках по всему миру, теперь, когда гонки «Унимото» распространились в разных частях света»,– сказал Вилли. «Ничто не сделает меня более гордым, чем представлять США на гонках в Европе, – заявил Вилли перед поездкой в Европу. – Я только надеюсь, что смогу найти спонсора, который доставил бы туда меня и мой мотоцикл, чтобы я доказал англичанам, валлийцам, немцам и швейцарцам, что американцы – самые отчаянные ребята, когда речь идёт о гонках на одном колесе!» Что ж, и на старуху бывает проруха! 2002 год стал неудачным для 57-летнего Вилли – его рекорд был побит на Швейцарской земле в Сумисвальде. В настоящее время рекорд класса «А» принадлежит немецкому уни-гонщику Алексу Роту с результатом 2.47 сек. Он единственный, кто смог потеснить Вилли, короля в этом классе, проехавшего дистанцию за 2,88 секунд на своём «Bad Puppy» с двигателем объёмом 900 куб. см. «Нам нравится этот вид спорта таким, какой он есть, и не хотелось бы видеть, как большие деньги убивают его, – говорит Вилли, который теперь всё своё свободное время посвящает организации. – Мы хотим, чтобы люди участвовали в гонках из любви к ним и больше ради соревнований, чем ради денег. И мы сделаем для этого всё, что в наших силах». Европейские гонки «Unimoto» будут проводиться 20-23 июля 2006 г. на Международной байкерской вечеринке в Сумисвальд (Швейцария). Клуб «Deadriders МС» ждёт у себя в гостях самых «безбашенных» гонщиков со всего мира. Кто знает, может уже в этом году какой-нибудь отважный будет защищать российский флаг на швейцарском уни-ристалище. А попробовать свои силы можно будет в последние выходные января на зимнем мотослёте «SnowDogs» в Самарской Луке, в рамках которого пройдёт российский чемпионат по Унимото.
|
Читайте: |
---|
Новости motoGP:
Чего боится Росси перед стартом?Для Валентино Росси Гран При Америки станет вторым этапом, в котором он примет участие после травм... |
Алейш Эспаргаро едет в АмерикуДоктора дали «зеленый свет» гонщику Pramac Ducati Алейшу Эспаргаро на выступление в Лагуна Сека в ... |
Реальность спасения MotoGpВ каждом механизме существуют маленькие винтики, на которых держится вся основа конструкции. И, ко... |
Lambretta возвращается в MotoGPПочти 60 лет спустя после своего последнего старта на этапе Больших Призов, Lambretta возвращается... |
Мотоспорт:
Дакар 2010 - феноменальный успех пилотов YamahaДакар 2010: несмотря на победу гонщика Aprila Франциско Chaleco Лопеса в категории 450 куб.см. , в Yamaha уверены, что прошед... |
ШКМГ – Чемпионат РоссииЧемпионат и кубки России по шоссейно-кольцевым мотогонкам проводится на двух трассах: на подмосковном Мячково ( Московкое кольцо... |
Уроки мастерства:
Проведено исследование покупательских отказовИзвестное агенство по изучению общественного мнения, J.D. Power провело иследование на тему, вольно которую можно перевести как ... |
Мотокросс: интервью с Джузеппе Луонго - Пока я не был президентом YoutДжузеппе Луонго хорошо известен как лидер Youthstream. И мало кто знает, что он и сам когда-то был гонщиком. Вот что он рассказа... |
Лучшие мототрассы:
Moscow RingMoscow RingРоссия, Москва, Мячково Длина кольца: --- метров Ширина трека: --- метров |
Brands HatchBrands HatchВеликобритания, Кент Длина кольца: 4197 метров (2.6 мили) Ширина трека: нет данных Самая длинная прямая: 39... |