You are here:   Главная Советы бывалых Руление мотоцикла


Руление мотоцикла
Мотоспорт - Советы бывалых

руление мотоцикла

Как управлять мотоциклом? Как на нем поворачивать? Спросите у мотоциклистов и Вы услышите много разных ответов. Кто-то скажет неопределенное Я просто наклоняю его , кто-то прочитает длинную лекцию по контррулению. Как бы там ни было есть законы физики, которым подчиняется мотоцикл (и, увы, свободолюбивый байкер) и в этой статье, первой из 4-ех посвященных данному вопросу, мы объясним научные принципы управления мотоциклом. Во второй части мы узнаем, что думают по этому поводу эксперты: лучшие гонщики поделятся с нами секретами управления мотоциклами. В третьей части мы рассмотрим позиции разных школ вождения мотоцикла и расскажем чему они учат. Наконец, в четвертой части мы измерим вклад контрруления и руления телом чтобы объективно определить как взаимодействуют человек и мотоцикл. Итак, начнем.

Для начала несколько определений:

Контрруление - тип поворота мотоцикла при котором руль поворачивается в направление противоположное тому, в котором повернет мотоцикл. Чтобы свернуть направо, Вы поворачиваете руль влево. И наоборот.

Руление телом - наклонение мотоцикла внутрь поворота с помощью тела. Например, для вхождения в правый поворот, Вы переносите вес на правую подножку или давите левым коленом на бак, буквально принуждая мотоцикл наклонится.

Чтобы мотоцикл прошел поворот, он должен быть наклонен для того, чтобы момент силы тяжести (направленный вниз) уравновесил момент центробежной силы, действующий вовне поворота. (в свою очередь центробежная сила нейтрализуется силой трения). Избыток или недостаток одной из этих сил - и мотоцикл окажется на земле. Если Вы попытаетесь наклонить стоячий мотоцикл, или мотоцикл который движется по прямой - он просто упадет на бок. Или если Вы попытаетесь повернуть на мотоцикле не наклоняя его - он перевернется вовне поворота (вспомните как у машины сильно поворачивающей поднимаются колеса внутренней стороны)

На курсах MSF (Motorcycle Safety Foundation) при обучении контррулению говорят: толкаете руль слева - поворачиваете налево , подразумевая, что для входа в левый поворот надо надавить, толкнуть левую ручку руля. В результате контрруления появляются две силы действующие на байк: одна сила есть гироскопическое противодействие крутящегося колеса на изменение направления оси вращения, другая - центробежная сила.

Эксперимент №1 Гироскопический эффект.

Для того, чтобы лучше понять гироскопический эффект проведем эксперимент с колесом велосипеда. Держите колесо за ось, как показано на рисунке и попросите кого-то хорошо его раскрутить, так, чтоб верхушка колеса крутилась от Вас. Теперь резко поверните колесо влево. Колесо наклониться - верхняя часть уйдет вправо, а нижняя влево.(Рис. 2) Если колесо было б присоединено к мотоциклу, оно б наклонило его вправо. Если Вы поэкспериментируете с различными скоростями вращения и скоростью поворота колеса, то увидите следующее:

Чем быстрее крутится колесо, тем труднее его повернуть и результирующий наклон колеса больше зависит от того насколько резко Вы его поворачиваете чем насколько далеко. То же будет и с мотоциклом. Не углубляясь в физику (Почитать больше об гироскопических силах можно здесь ) заметим, что чем больше момент инерции (характеризует массу колеса и расстояние массы от оси вращения) колеса, тем большими будут гироскопические силы - мотоциклетное колесо даст большие силы чем велосипедное.

Гироскопический эффект колеса

Вторая сила получается от того, что при повороте колеса влево, мотоцикл в первый момент таки поворачивает влево. Моментально на него начинает действовать центробежная сила, которая наклоняет мотоцикл в противоположную сторону, инициируя поворот в другую сторону.

Пособие по контррулению

Контрруление, сначала мотоцикл поворачивает в сторону поворота руля а потом уходит в противоположную

Эксперимент №2 Контрруление.

Для этого эксперимента по вождению лучше всего найти пустую парковку или другое ровное место где нет препятствий. При прямолинейном движении со скоростью 50 км/час надавите на левую ручку руля, не делая при этом никаких других телодвижений. Вы увидите, что мотоцикл наклонится влево и будет поворачивать влево, пока Вы не выпрямите руль. Повторите это несколько раз а потом поэкспериментируйте, поворачивая в другую сторону, и прикладывая к рулю различное усилие и с различной скоростью.

Поворачивать мотоцикл можно и контррулением и рулением весом. Что лучше? Преимущества и недостатки каждого из этих видов руления будут рассмотрены далее - во второй части мы поговорим с профессиональными гонщиками и узнаем, какой из видов руления по их мнению является более эффективным.

Поговорим с лучшими гонщиками о том, как они управляют мотоциклом. Некоторые их ответы удивят Вас. В третьей статье мы посетим несколько школ вождения мотоцикла и посмотрим как они учат управлять мотоциклом.

Дамон Бакмастер: Я использую контрруление, мне часто доводиться давить на руль, у меня даже бывает крепатура мышц рук. Я не делаю это сознательно. Также я немного пользуюсь ногами - я переношу вес на ногу со стороны поворота.

Мигель ДуХамел: Контрруление..., оно более заметно на быстрых трэках, где нужно действительно сильно давить на руль чтобы заставить байк поворачивать. Думаю, что поворачивать надо начинать с рук, потому что если Вы сначала сдвинете тело, Вы будете хуже чувствовать руль. Что касается ног - Вы используете их чтобы перемещать вес с одной подножки на другую. Думаю лучше всего этому можна научиться в мотокроссе. Входя в поворот, Вы сначала используете ноги для того чтобы сдвинутся назад, потом Вы используете контрруление и мотоцикл начинает поворачивать. После этого Вы переносите весь вес на внутренню подножку. Когда я выхожу из поворота, естественно, поднимая байк, я ставлю обе ноги на подножки. Я использую внешнюю ногу чтобы поднять мотоцикл на выходе из поворота.

Колин Эдвардс II: Думаю нет какого-то одного универсального способа управлять мотоциклом. Ты всегда в разных позициях на байке в разных местах трэка, так что все зависит от ситуации. Когда ты свешиваешься с байка в середине поворота ты больше пользуешься ногами. Входя в поворот больше работают руки. Иногда после гонок у меня немного болят колени. Иногда крепатура появляется в руках. Нет универсального способа... мы просто стараемся выжать все из мотоцикла любым методом.

Мэт Младин: Я больше использую свое тело, но руки и ноги тоже работают. Я имею ввиду каждый всегда спрашивает: что ты используешь больше? - когда я еду я использую все настолько, насколько это возможно, так что трудно поставить цифры на руки, тело, ноги. Некоторые люди говорят: Все делается руками, ими поворачивается мотоцикл . а другие Все делается ногами Фигня это все. Это делается всем. Я знаю это потому что после гонок я чувствую усталость во всем теле. Мотокроссеры думают, что пилоты шкмг сидят на сиденье и ничего не делают. Как то я говорил с Ларри Вардом в Глен Хэллен и он сказал: Вы ребята просто сидите и ничего не делаете. Ваша подвеска совсем не работает . Я думал О чем он говорит . Можна подумать, что мотокроссер знает лучше. Конечно, шоссейные гонки не такие трудные физически как мотокросс, но и в них надо много работать и держать себя в форме.

Ники Хайден: Определенно, я больше рулю руками. Все думают, что это верхняя часть тела, люди которые смотрять, которые не ездят на мотоциклах. Что касаеться меня, то я думаю, что я использую мое тело намного больше - ноги, колени. Странно, но у каждой школы вождения есть свое мнение о контррулении, но для меня это что-то что происходит естественно, само собой. Я не замечаю этого. На трэке типа VIR (Virginia International Raceway), я больше использую нижнюю часть тела для управления мотоциклом. В гонках на грязевом трэке контрруление используется больше. Все зависит от ситуации...

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости motoGP:

Racing Team Germany завершает комплектацию

News image

Босс Racing Team Germany Дирк Хейдольф заявил, что структура его команды в 125 сс очень близка к з...

Капиросси и Баутиста посетили фабрику Suzuki перед вторым тестом в Малайзии

News image

По пути на трек Сепанг в Малайзии, где на этой неделе состоится второй тест 2010 года, гонщики Riz...

Хорхе Лоренцо: Стоунер еще всех нас обгонит

News image

Нынешний лидер Чемпионата, Хорхе Лоренцо, говорит, что будет интересно посмотреть, как в 2011 году...

MotoGP: Kawasaki о причинах ухода из чемпионата

News image

Сразу же после официального заявления о выходе из MotoGP, топ-менеджеры Kawasaki наконец-то вышли...

Мотоспорт:

Унимото

News image

Что может бредовее, чем драг-рейсинг на одном колесе и по грязи?! Но когда Рудольф Дизель изобрёл принцип двигателя внутреннего ...

Ice Racing: Итоги личного Чемпионата мира FIM 2009-2010

News image

По итогам пяти раундов Чемпионата мира по мотогонкам на льду (2010 FIM Ice Racing World Championship) победу вновь одержал росси...

Уроки мастерства:

Мото Тренд. Что общего между байкером и модой

News image

Само определение «байкер» имеет силу и харизму именно там, где всерьез воспринимают культуру мотодвижения. Многочисленные развоз...

Валентино Росси — феномен стоимостью 130 миллионов евро

News image

Финансовые инспекторы открыли «сундук сокровищ» Росси. Спонсоры, деньги, задекларированные в Великобртании,автомобили, яхты. Все...

Лучшие мототрассы:

Autodromo Brno

News image

Autodromo BrnoЧехия, Брно Длина кольца: 5403 метра (3.357 мили) Ширина трека: 15 метров Самая длинная прямая: 636 метро...

Motopark

News image

MotoparkФинляндия, Юва Длина кольца: 3516 метра Ширина трека: 11-12 метров Правых поворотов: 5 Левых поворотов: 8 ...

Авторизация



Последние новости:

Беларусь примет Чемпионат Европы по мотоболу 2010 года

Европейский союз мотоциклистов (UEM) принял решение провести очередной XXV чем...

Колечко, колечко, кольцо!

В эту субботу под Нижним Новгородом состоится открытие новой гоночной трассы ...

Между Лаузицем и Мюджелло

В эти выходные внимание поклонников гонок будет сконцентрировано на немецком Л...

Популярные статьи:

Машинист автогрейдера на нефтегазовых месторождениях и что нужно помнить о промы

Процесс добычи нефти или газа подразумевает ряд важных работ по обустройству сам...

Прокат авто на 1 день в Киеве: советы профессионалов

Всевозможные транспортные средства уже давно выступают важной частью нашей жизни...

Страховка от невылета: рекомендации экспертов компании ЕКТА

Отдых – это одинаково всегда к месту, в частности, если он происходит вдали от д...

Новости МотоGP:

MotoGP: великие перестановки

Скоро настанет великий день для любителей MotoGP во всем мире. Валентино Росси...

Путь Карлито (Журнал Мото , апрель 2010 года)

Карло Пернат: «Мне платят за мою страсть» В паддоках MotoGP Карло Пернат - ...

Валентино Росси: новый шлем для гонки

Помимо новой «одежки» мотоциклов с фотографиями поклонников, решено было, что ...